Одна из забот родителей, это желание вырастить счастливого ребенка, который будет успешен в меняющемся мире. Какие же черты его характера развивать, какие умения понадобятся ему в жизни и что поможет жить в новом обществе? Каковы же современные дети, что и кто их окружает, о чем они думают, фантазируют и кем видят себя в будущем?
После детского сада наши дети в основном значительную часть времени проводят в школе. Поэтому основные навыки, знания, мировозрение и умения они приобретают именно в школе. Школе нужен здоровый консерватизм, а не прыжки из одного угла комнаты в другой, а если ещё и предположить, что комната со многими углами…
За последние годы проведено множество экспериментов в сфере школьного образования. Можно вспомнить гендерный эксперимент с 1943 года по 1954 год, когда в школе было введено раздельное обучение мальчиков и девочек.
В те годы многие дети остались без отцов, и учителя старались обучить мальчиков тому, чему не могли научить оставшиеся в живых родные. Они увлекали детей военными играми, тренировками по боксу, уроками юного разведчика и молодого бойца. В обучении девочек акцент делался на уроках домоводства и оказания первой помощи. Им внушали, что главное — быть матерью и хозяйкой, а на фронте — санитаркой, медсестрой, связисткой, но никак не солдатом. Вскоре стало ясно, что идея раздельного обучения была неудачной. Большинство учителей отмечали, что успеваемость в женских классах была значительно выше, чем в мужских. Педагоги, которые обучали мальчиков, не справлялись с таким количеством неуправляемых детей, оставшихся без отцов. Дисциплина в классах была практически отсутствовала, мальчики дрались до крови и серьёзных травм, курили, сквернословили, некоторые даже употребляли алкоголь. В небольших городах самые опасные хулиганы создавали преступные группировки, которые нападали на других детей, а иногда и на взрослых, грабили и избивали их. Есть информация о нескольких убийствах в Омске, где группа подростков в возрасте 13–18 лет убивала своих ровесников и прятала тела на чердаке кинотеатра.
Роль отца в жизни ребенка часто недооценивают. Отцовские фигуры нередко недоступны, их влияние преуменьшено, а контакт с ними часто теряется. А ведь это важная часть психики как ребенка, так и взрослого.
От того, как строятся отношения в семье с отцом, зависит будущее ребенка и его проявления во взрослой жизни. Отца легко обвинить в несправедливости, ведь он большой, а ребенок маленький. И это хорошо, потому что есть фигура, которая может выдержать агрессивную часть ребенка. В этих отношениях ребенок учится конфликтовать, не нарушая иерархии.
Отец влияет на способность ребенка действовать, решать проблемы, проявлять себя, рисковать, творить и жить своей жизнью. Он побуждает ребенка к расширению границ, поощряет риск и эксперименты, помогает обрести новый опыт.
Хороший отец — это тот, кто может быть рядом. Он показывает ребенку, как вести себя в разных ситуациях, как справляться с трудностями и выдерживать их. Отцы бывают разными, с разными профессиями и интересами. Но они выполняют важную функцию для психики ребенка и его матери.
Однако не всегда все складывается идеально. Некоторые отцы могут быть нефункциональными или деструктивными, не поддерживая ни мать, ни детей. В таких случаях могут развиваться разные сценарии. Иногда мать и ребенок исключают отца из своей жизни, потому что он плох. И мать начинает передавать ребенку образ человека, который ей ненавистен, искажая его в психике ребенка.
Мамы! Не скрывайте отца от ребенка. Даже если ваши отношения с мужем не сложились, это не значит, что ребенок должен страдать. Образ отца формируется в голове матери. То, как мать воспринимает отца, считывается ребенком и влияет на его представление об отце.
Что делать, если образ отца не сформировался? Если вы отец, начните работать над собой, проведите самоанализ и найдите изъяны в своем отношении к жизни. Эти ошибки будут транслироваться детям. Ребенок поймет, что ошибки можно исправить, и это станет частью его психики. Дети бессознательно копируют поведение и отношение родителей. Не бойтесь признавать ошибки.
***
Теперь о школе.
Проблемы, связанные с общим образованием в России, уже невозможно игнорировать. Крайне обеспокоенные ситуацией учителя написали открытое письмо президенту Владимиру Путину. В обращении говорится о том, что школа превратилась в место, где царит бумажная волокита: администрация школы занята отчётами и статистикой, а знания подменяются формальностью, классы переполнены. Молодые учителя не идут работать в школу, в том числе из-за низких зарплат и роста цен. Опытные педагоги всё чаще уходят из школы в поисках более выгодных условий труда. И, конечно, на такие скромные зарплаты не идут работать и молодые специалисты, только что окончившие вуз. Лучше работать курьером или барменом, там зарплата выше, а ответственности меньше.
Буквально несколько дней назад на сайте dzen.ru наткнулся на статью которую написал молодой учитель (https://dzen.ru/a/aCX6la7-ugY4jnIj ), привожу её здесь, как яркий пример того, что происходит сейчас в нашей школе.
«Видео, где учителя бьют школьников, обзывают их скотами и даже пишут на лбу «дурак», заполонили социальные сети. Кажется, мир сошел с ум, по крайней мере, педагоги уж точно. В паблике в соцсети молодой педагог рассказывает, что творится в школах и головах учителей. С разрешения автора мы публикуем его историю. Осторожно: эти откровения понравятся далеко не всем.
ДЕТИ ВОРУЮТ И ЗНАЮТ, ГДЕ ДОСТАТЬ НАРКОТИКИ
В 22 года, когда я пришла в школу, мне сразу дали пятые и шестые классы. В каждом по 30 учеников 11-12 лет. Вместе со мной устроились шесть молодых специалистов, трое из которых ушли через месяц. Я давала себе установку: выдержу четверть — мое, остаюсь работать. Выдержала. Но иногда дети достают так — еле сдерживаюсь, чтобы не ударить.
Современный ученик — ленивое, наглое, ничем не замотивированное создание, которое регулярно качают права. Один раз мальчик не ответил на вопрос по произведению, причем я знаю, что он его не читал. Говорю: «Два». Он: «Вы не имеете право ставить мне двойку за один вопрос». Представляете? Одиннадцатилетний мальчик мне говорит, что я имею право делать, а что нет. Откуда это берется? Для меня ответ очевиден: из дома. А у нас принято винить во всем школу: если ребенок на уроке ударил другого, виноват учитель, который не уследил. А родитель, который не воспитал, вроде как не при чем.
Недавно я ради интереса смотрела странички своих учеников в соцсетях, так там сплошной пацанский рэп и цитаты типа «брат за брата, так за основу взято». И постят это не только дети из неблагополучных семей.
Большинство хулиганов у нас «хронические»: у одного отнял деньги, у другого — кроссовки, потом что-нибудь из супермаркета украл, так и живёт. Он не боится, потому что видит, что за преступлением не следует наказания. Все, что с ним происходит в детской комнате полиции — это «серьезный разговор» в духе «ай-ай-ай, не надо так больше». Если ученик совершает правонарушения систематически, инспектор приходит в школу и читает воспитательную лекцию. А это для хулигана настоящий праздник. С уроков сняли, внимание на него обратили, он герой. А когда полиция уйдёт, можно будет пойти и сделать то же самое. В такой системе много советского: инспекторы рассчитывают на сознательность ребёнка и эффективность увещеваний. Но этот подход больше не работает. Быть нарушителем порядка — это круто и престижно.
Драки, мелкие вымогательства и кражи в районах, где находятся обычные школы, — что-то будничное. Иногда происходят более тяжкие преступления, с ножами и наркотиками. Мы боремся со спайсами, но я часто слышу от коллег про новые инциденты. Среди моих учеников случаев употребления не было, но из их разговоров ясно, что теоретически они знают, где что можно достать.
Современный ученик — ленивое, наглое, ничем не замотивированное создание.
«ЖИВЫ-ЗДОРОВЫ? ТОГДА ТЕРПИТЕ»
В последние годы в стране почти полностью исчезли спецшколы для трудных подростков, теперь дети с психическими отклонениями учатся вместе с нормальными. В одном из моих классов есть такой ребенок. Несмотря на диагноз, врачи разрешают ему посещать обычную школу. Он не контролирует свои действия, может материться при мне, плеваться. Как-то раз принес вейп в школу, дымил на переменах (12 лет ребенку, на секундочку), отобрал ножницы у одноклассницы и бросался ими в других. Сколько раз созывались советы, проводились профилактические беседы. Результата ноль. Да и как его можно добиться, если ребенок болен?
Обычный русист или математик не в силах обучать таких школьников. Для этого есть институты и факультеты, например, специальной педагогики и психологии, дефектологии. Но отдавать свое чадо в коррекционное заведение (даже если оно есть), родители не хотят — пусть, мол, растет как все. Так они обрекают на муки своего ребенка, а вместе с ним и всю школу. Да, у нас есть школьный психолог. Но в большинстве случаев он отвечает что-то вроде: «Ну, все живы-здоровы? Потерпите. Будем работать». Терпим. Но как бы терпение не лопнуло.
Я считаю, сеть спецшкол нужно возродить как можно быстрее. Проблемные дети должны обучаться по особой программе, как минимум, в коррекционных классах: там специальные педагоги, более строгий контроль, сопровождение на пути от дома до школы и обратно. Сколько своих учеников я бы туда отправила? Иногда кажется, что хоть каждого второго!
ДВОЙКА ВАШЕМУ МАЛЬЧИКУ
О родителях, как и о детях, можно говорить вечно. Во времена моей школьной юности предки приходили в школу только на собрания, или когда их ребенок что-то натворит. Все. Для нас их визит в школу казался таким позором, что мы старались лишний раз ничего им не говорить. Сейчас же родители лезут во все. Поскольку появились электронные порталы, через которые можно общаться, они считают своим долгом это делать.
Например, ученик получил двойку, на уроке я ему обосновываю выбор оценки. Открываю электронный журнал, пишут: «За что вы поставили двойку моему мальчику?» Простите, а я вам ее поставила? Или ваш ребенок немой и не может объяснить причину?
Сначала я, в силу неопытности, я отвечала всем и вся, старалась сгладить углы. Но потом забила: хотите выяснить что-то, я работаю в такое-то время, приходите, чай попьем. Иногда мамы и папы врываются ко мне с претензиями, мол, я не думаю, что ваш подход и ваша методика преподавания правильная. Эм, вы филолог? Учились в университете на моей специальности? Учите, в конце концов, детей в школе? Нет? Выход там.
Как только я начала показывать зубы, набеги прекратились. Как выяснилось, строгость надо держать не только с детьми, но и с их родителями…
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
«Педагогов надо переучивать»
Владимир Просвиркин, заслуженный учитель России, лауреат премии президента РФ в области образования, д.п.н., профессор кафедры кафедры психологии МГОУ:
— Действительно, последние три-четыре года коррекционные школы массово закрываются, и поток детей с психическими отклонениями, а их очень много, хлынул в обычные учебные заведения. И я уверен, что это правильно. Ведь им предстоит жить в обществе с нормальными людьми, а отдельные резервации воспитывали их как будущих преступников. В этих закрытых школах детей никуда не пускали, они не видели другой жизни.
Другой вопрос — подготовка учителей. Сегодня педагоги оказались к таким изменениям не готовы, их попросту не учили общению с трудными детьми. И это проблема глобальная. На переподготовку кадров в вузах, если этим заниматься, уйдет не меньше 20-25 лет. А что пока? Пока, действительно, только терпеть.»
***
Союз писателей России провёл анализ детской литературы, в ходе которого было изучено 930 книг, представленных в книжных магазинах. И здесь начинается самое интересное.
Николай Нилов, председатель Совета по детской книге Союза писателей России, отметил, что это исследование стало самым масштабным за последнее время. Книги были классифицированы и систематизированы. Он выразил ужас от результатов исследования, подчеркнув, что книги чётко структурированы и представляют собой стройную систему передачи смыслов.
По словам Нилова, основной темой современной детской литературы является предательство: «Предавайте друг друга, предавайте Родину, предавайте в любых обстоятельствах». Он подчеркнул, что предательство рассматривается как способ жить в своё удовольствие, а объединение коллектива не приветствуется.
Нилов также обратил внимание на то, что в книгах человек изображается как «человекоподобный зверь», что затрудняет ребёнку понимание реального смысла происходящего. Третьей поразительной темой он назвал изменение социальных ролей у мальчиков и девочек, где семья перестаёт быть главным приоритетом. Он указал, что в книгах мальчикам не рекомендуется быть смелыми или защищать Родину, тогда как девочкам навязывается идея независимости и смелости. Наконец, он отметил, что книги пропагандируют отклонения от нормы как новую норму, утверждая, что недостатки не нужно исправлять или переживать из-за них.
В нашей стране имеется вполне достаточное количество педагогических институтов, поэтому интересно рассмотреть темы диссертаций, которые защищаются в этих заведениях. Приведу только случайную выборку тем диссертаций.
- «Идеологические основы целеполагания в патриотическом воспитании в России первой четверти XXI века»
- «Формирование креативно-технологических умений старших дошкольников средствами инновационных образовательных проектов»
- «Идеал воспитания в отечественной педагогической периодике рубежа XIX — XX веков»
- «Формирование предпрофессиональной готовности старшеклассников к художественно-творческим профессиям»
- «Педагогические условия формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей у младших школьников»
- «Формирование ответственного отношения у подростков к обращению с оружием»
- «Педагогические условия подготовки учителей китайского языка как иностранного в России»
- «Формирование у старших дошкольников опыта познавательной и творческой деятельности в техносфере»
- «Педагогические условия становления тьютора в процессе профессиональной подготовки в магистратуре»
- «Междисциплинарный подход в подготовке педагогов начальной школы: опыт Англии, США И Китая»
- «Родительская культура как феномен отечественной педагогики конца XVII–XVIII вв.»
- «Управление методической деятельностью педагогов в школьном округе»
- «Идеалосообразность воспитания человека в отечественной педагогике (конец XIX в. – конец XX в.)»
- «Управление методической деятельностью в школьном округе на основе идентификационного потенциала оценки качества образования»
- «Педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности подростков»
- «Проблема преодоления и профилактики школьной неуспеваемости в отечественной педагогической публицистике первой трети ХХ века»
- «Подготовка будущих педагогов к реализации субъектно-ориентированных технологий в профессиональной деятельности»
- «Развитие профессиональной культуры личности будущего учителя средствами русской духовной музыки»
- «Управление этнокультурной деятельностью общеобразовательной организации»
- «Подготовка старшеклассников к участию в конкурсах достижений как средство развития личностной конкурентоспособности»
- «Объективизация процесса патриотического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности»
- «Информатизация педагогического образования в КНР как условие совершенствования качества подготовки учителя»
- «Частные вспомогательные занятия как средство формирования субъектной позиции обучающихся с особым образовательным запросом»
- «Дидактические основы формирования академической резильентности старшеклассников»
- «Организационно-педагогические механизмы повышения доступности дополнительного образования сельских детей»
Да, темы интересные, даже может быть перспективные, но практически ни одна тема диссертации из этого случайного списка не решает и даже не рассматривает реальные проблемы школьного образования. Однако, есть и некоторые положительные моменты: Россия официально начала процесс выхода из Болонской системы высшего образования.