Общество как сложный и многогранный феномен, продолжает развиваться и изменяться под воздействием различных социокультурных, экономических и технологических факторов. Современное общество характеризуется глобальными связями и взаимозависимостью. Интернет и транспортные средства позволяют легко перемещаться между странами, а информационные технологии делают мир доступным для каждого. С развитием технологий современное общество становится все более зависимым от цифровых средств связи. Социальные сети, смартфоны и прочие цифровые технологии проникают во все сферы нашей жизни.

Современное общество представляет собой мозаику культур, религий и мировоззрений. Миграция и взаимодействие культур приводят к формированию разнообразных общин.

Люди имеют возможность выбирать свой образ жизни, веру, политические взгляды и другие аспекты своей жизни.

Современное общество сегодня, это мир постоянных изменений, который формируется под воздействием глобальных тенденций и новых технологий. Границы между культурами и странами смешиваются, возрастает внимание к индивидуальным правам.

Внимание к индивидуальным правам отдельного человека заслуживает уважения, но при этом у отдельного индивида должна возрастать ответственность за себя и окружающее его общество. Воздействие отдельного индивида на окружающее его общество за последнее столетие значительно увеличилось. Если ещё 100 – 150 лет назад человеку для значимого выражения своих мыслей, формирования какой-либо поддерживающей его общественной группы достаточно было родиться и принадлежать к «высшему свету», правившему клану, правившей династии, то есть опираться на многолетний труд своих предков и сподвижников. Сейчас для этого надо намного меньше усилий.

Особенностью современного развития общества является ряд основных принципов, и прежде всего индивидуализм. Имеется в виду существенное утверждение в обществе центральной роли отдельного человека вместо роли племени, класса, группы, нации.

Самым важным становится экономика и материальные ценности, доминирование во всей социальной жизни экономической активности, экономических целей и экономических критериев. Современное общество в первую очередь озабочено товаром, его производством, распределением и потреблением, деньгами как универсальной мерой и средством обмена. Проблемы взаимоотношений в семье, с родственниками, в обществе, политические, типичные для традиционных обществ, отодвигаются на второй план. При этом значительно упрощается способ воздействия как на отдельного индивида, так и на группу.

Проще воздействовать на одного человека, чем на общественную группу. При этом, чем меньше группа, чем больше количество отдельных групп в обществе, чем большее количество индивидуумов имеют свои резко очерченные интересы, тем легче управлять, манипулировать индивидуумом и целыми группами таких же индивидов.

Способы воздействия, формирования индивидуального, эгоистичного человека, многочисленных мелких общественных групп и группировок.

Религия.

Появление или создание многочисленных религиозных течений, с какими-то новыми, необычными терминами, толкованиями, обрядами. Примером могут служить религиозные секты: неопятидесятники, саентологи, муниты, анастасийцы, нурджулар, Свидетели Иеговы, секта бога Кузи, троеруссы, Церковь Апокалипсиса, Ашрам Шамбалы, секта «Фалуньгун», секта «Русская православная церковь — Царская империя». Всесоюзная Всемирная Церковь Верных и Свободных Адвентистов Седьмого Дня Реформационного Движения, секта «Шелковцев», исмаилиты, ассасины, салафиты, разные сатанинские культы и т. д. и т. п..

Писатель-фантаст Рон Хаббард однажды сказал, «чтобы заработать миллион долларов, надо не романы писать, а создать собственную религию».

СМИ.

Создание «информационного шума». Это когда общий поток информации интенсивный и однородный. Информационный шум предполагает наличие в тексте элементов, усложняющих его понимание, искажающих смысл изложенного, иногда полностью препятствующих адекватному пониманию его содержания. Понятие информационного шума относится к современному медиапространству, средствам массовой информации и способам распространения информации в условиях большой информационной нагрузки общества. Обилие информации, скорость её подачи, наличие многочисленных источников не даёт возможности критического осмысления этой информации.

Информационный шум можно подразделить на преднамеренный и общий. Предамеренный шум — информационный фон, очень часто можно отнести к процессу дезинформирования. Другими словами, создание преднамеренных статей, сообщений, можно характеризовать как создание искусственной ситуации, в которой источник делает ставку на обилие и переизбыток информационных сообщений, что ведёт к сложности восприятия информации, а также стиранию границ между правдой и вымыслом. Телевидение, другие средства массовой информации стараются забрать личные интересы, особенности, стараются сделать человека равным другим. Но не по уровню высоких умственных способностей, а по уровню наиглупейшего.

Нехватка времени стала настоящим бичом современного общества, виртуальное общение вытесняет реальное. Думать становится некогда и неинтересно потому, что можно просто упустить выгодные и интересные возможности.

Удивительно, но на самом деле в современном мире происходит то, что можно назвать «кризисом сложности».
Под прикрытием «кризиса сложности» можно легко внедрить в сознание практически любые нарративы (идеологемы), в том числе представления о том, что «либерально-демократическое» мироустройство есть высшая форма человеческого существования, и ничего более совершенного быть не может. При этом, согласно очень широкому «спектру идей» указанный переход могли пройти лишь незначительное число людей. Всем же остальным оставалось или же тупое полуживотное существование, или же, вообще, уничтожение.

Скормленная удобным для потребителя образом информация создает эффект начитанности и осведомленности, а простые картины мира, нарисованные «нужными людьми» легкими умственными движениями складываются в «собственное мнение» по любым вопросам. Отсюда получаются многочисленные аналитики и эксперты по психологии, обучению, экономике, управлению государством, воспитанию детей, лечению и пр.

Простые и легко понимаемые на очень среднем уровне развития человека модели мира годятся для решения простых задач, но не позволяют решать сложные задачи, а значит, доступность и засилье информации требует навыка поиска и отбора нужной качественной информации. Необходим навык удержания внимания в течение нескольких часов, дней, месяцев и лет для приобретения новых привычек, нового мастерства и изменения мышления.

Парадокс простоты современного мира, который дал удобство, комфорт и простоту пользования результатами технической революции. Это создёт иллюзию всеобщей простоты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 7 =
Powered by MathCaptcha