Медиалаборатория инновационной патриотической журналистики за последние годы стала кузницей профессиональных кадров для российских медиа. Какие возможности проект предоставляет начинающим журналистам? Об этом рассказали создатели и выпускники медиалаборатории — участники пресс-конференции, которая прошла в пресс-центре медиагруппы "Россия сегодня".
Медиалаборатория инновационной патриотической журналистики — совместный просветительский проект для российских студентов и школьников, созданный Всероссийским детским центром (ВДЦ) "Орленок", Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина и Международной медиагруппой "Россия сегодня".
Первая ступень проекта реализуется в ВДЦ "Орленок", и с 2021 года в ее работе приняли участие уже более пяти тысяч школьников, сообщила руководитель Медиалаборатории инновационной патриотической журналистики ВДЦ "Орленок" Яна Егорова.
"Основная аудитория — это школьники, которые заинтересованы в изучении сферы медиа, а также участники детских пресс-центров, представители печатных и мультимедийных редакций. Основные направления нашей работы – это несколько образовательных курсов. Слушатели курса "Печатные СМИ" каждую смену издают газету "Салют, Орленок". На курсе "Социальная сеть" дети изучают основные тренды социальных сетей и освещают самые важные события "Орленка" в соцсетях центра. На курсах создания видеоподкастов и основ видеосъемки ребята учатся работать как в кадре, так и за кадром. Участники проекта встречаются с гостями центра, их лучшие работы публикует РИА Новости", — рассказала она.
В 2025 году впервые в работе медиалаборатории принял участие холдинг "МТС Медиа", сообщил директор холдинга по взаимодействию с органами государственной власти Антон Крывошлыков.
"Мне лично удалось съездить в "Орленок", принять участие в ряде программ проекта, включая запись подкаста. Хочу отметить высокий уровень работы медиалаборатории как инструмента подготовки профессионалов не только для патриотической журналистики, но и для медиа в целом. Нередко участники проекта демонстрируют более серьезный подход к работе, чем их взрослые коллеги из информагентств. Наш медиахолдинг видит дополнительные возможности для развития медиалаборатории. Используя компетенции и экспертизу наших спикеров, мы могли бы расширить контентную составляющую проекта и развивать разные направления сотрудничества", - заявил он.
Проректор по учебной работе Государственного университета просвещения Оксана Гончарова рассказала о студентах факультета русской филологии вуза, которые присоединились к работе медиалаборатории на уровне студенческого акселератора.
"Проходя обучение и практику на базе РИА Новости, студенты очень быстро нарабатывают профессиональные компетенции, получают навыки подготовки новостных материалов по стандартам агентства, совершенствуют свой коммуникативный уровень на пресс-мероприятиях, учатся выполнять проекты по медиа-аналитике. Кроме того, проект расширяет возможности производственной практики, а подготовка выпускных квалификационных работ проходит под руководством не только наших преподавателей, но и партнеров из РИА Новости. Акселератор также дает нашим выпускникам возможность найти работу по профессии и достичь в ней высот", — подчеркнула она.
Первый проректор Государственного института русского языка (Гос.ИРЯ) им. А.С. Пушкина Елена Павличева высоко оценила результаты обучения студентов своего вуза в проекте.
"В медиалаборатории и акселераторе участвуют студенты и бакалавриата, и магистратуры. Среди наших ребят огромный конкурс на участие в проекте. Вместе с представителями будущего работодателя мы отбираем лучших из лучших. У наших студентов получаются потрясающие проекты: в этом году пять работ, посвященных 80-летию Победы, были представлены на медиаресурсах "России сегодня". Многие наши магистранты уже стали сотрудниками медиахолдинга и других крупных российских СМИ", - рассказала она.
Студентка магистратуры "Филологическое обеспечение СМИ" Гос.ИРЯ им. А.С. Пушкина Полина Сапунова поделилась опытом обучения в медиалаборатории инновационной и патриотической журналистики и поблагодарила ее организаторов за возможность применить свои профессиональные знания на практике.
"Я пришла в проект с ожиданием курса лекций от практикующих журналистов, но в первый же день стало понятно, что нас ждет профессиональный интенсив, "курс молодого бойца". Конечно, нам давали замечательную теоретическую базу, но, главное, нас учили применять каждое правило, каждый прием в журналистской практике. На каждое занятие к нам приходили практикующие журналисты, редакторы, медиа-аналитики, которые делились своими живыми кейсами, проблемами и решениями. И с каждым занятием нам становилось понятнее, из чего состоит профессия журналиста", - сообщила она.
Студентка второго курса Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Арина Яблонская рассказала о своем участии в медиалаборатории.
"В прошлом году я работала над созданием фотоленты, посвященной 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. В этом году я попробовала себя в создании видеоролика, чтобы проявить креативность и в какой-то степени выйти из зоны комфорта. В этом семестре нам нужно было придумать тему, связанную с русским языком и модой, написать сценарий, снять и смонтировать видео. Я снимала про пословицы-поговорки, потому что я считаю, что их нужно возвращать в нашу повседневную речь и передавать следующим поколениям. Мне действительно это интересно. Я участвую в проекте второй год и хотела бы еще раз попробовать себя в новых направлениях", — заключила она.
