Согласно Википедии, да и другим источникам в интернете: «Знание — это осведомлённость или понимание чего-либо, что можно логически или фактически обосновать и практически проверить опытом. знание — это правдивое положение дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека. Говоря о знании, чаще всего подразумевают отражение действительности в сознании человека. Знание индивида (или группы индивидов) — это обладание информацией, позволяющей решить какую-либо задачу.»

В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» даёт более простое определение: «Проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в сознании человека.»
Итак, с исходными понятиями или как сейчас принято обозначать «ключевыми словами» мы определились. Переходим непосредственно к раскрытию темы.
Начнём со школьной скамьи. В школе и начинается получение знаний. Сам процесс получения знаний в школе рассматривать не будем. Этот процесс требует знаний психологии подросткового возраста, законов об образовании Российской Федерации в его действующей редакции, приказов Министерства образования и науки, санитарных правил (СанПиНов) по организации обучения и условиям обучения, приказов Министерства просвещения, знания Федерального государственного стандарта основного общего образования, письма Министерства образования и науки, распоряжения Министерства просвещения России, методики преподавания предметов от разного уровня авторов и т.д. и т.п.. Ещё для обеспечения процесса обучения нужны учебники; сами школы с необходимым оборудованием, обеспечением теплом, водой, электроэнергией.
Это какое-же количество взрослых людей в обществе трудится в поте лица, чтобы обеспечить процесс обучения? А, сколько материальных и финансовых ресурсов необходимо задействовать для этого процесса?

Теперь проверка качества приказов, распоряжений, методик и учебников, затрат на школы.
Привожу статью «Невероятные результаты опроса старших школьников» с сайта https://fishki.net/2881318-neverojatnye-rezulytaty-oprosa-starshih-shkolynikov.html?ysclid=mhyziy2xvn964851484 от 18 февраля 2019 08:53
Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах.
Мои ученики – это ученики старших классов питерских школ. Иногда попадаются школьники из других городов – из Москвы, например – их специально привозят к нам на занятия.
Социальный срез – средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах. Обучение – 10 занятий – у нас стоит как средняя зарплата по Питеру.
В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал “Песнь о вещем Олеге”, с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д.
При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, – приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое “кругозор”).
Да что там – какой-то “кругозор” – подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.
В старшей группе из 15 человек (возраст 14 – 16 лет) только двое знали значение слова “иждивенец”, остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:” воин”,” непослушный”, “тот, кто живет один”, “человек, который иждевал”, “кто не подчиняется законам”, “кто сбежал из тюрьмы”, “кто нанялся к бандитам”, “кто рано встает”, “брет – именно так – брет сумашчего” или просто “не знаю” – ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.
Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова “навзничь” (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут “дождь пошел навзничь”, “пришел навзничь” и т.д.), практически никто не знает слов “кумачовый”, “пунцовый”, “бирюзовый”, “толченый”, а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово “попадья”.
На прямой вопрос “кто или что это такое” в ответ было напряженное молчание – пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ “жена попа”, остальные отвечали так: “это прорубь на реке”, “яма на стройке”, “след от пули”.
Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один, внимание, ни один человек не смог объяснить значение слова “амбразура”. Ответы: “это когда вскрывают письма и посылки”, “это клетки в зоопарке”, “старые ненужные машины”, “это когда стреляют сразу много кто”.
О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это “Петор первый или третий”, чуть меньше, что “Иван Грозный”, кое-кто, что какой-то “Добрыня” (справедливости ради отмечу, что за ” Добрыню” проголосовал учащийся из средней группы – 12 лет, шестиклассник).
Абсолютное большинство, то есть все без исключения, не знают, кто написал “Песнь о вещем Олеге”. Этот вопрос задаем и средним и старшим – разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать – у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох, и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме “не знаю”): “крестьянство”,” нестер Летописец, “какой-то писатель”, “композитор Великий”, “музыкант”, “никто”, “церковные люди”, “Виктор Цой”.
Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой – слышал только, что он “песни поет”, а когда он жил узнать у него невозможно, т.к. на вопрос “Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?” учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит “до революции”; отвечает: “Ну наверно… я не знаю…”, а на попытку установить, что это за зверь такой “революция” только пожимает плечами.
Зато его одногруппники фамилию “Цой” слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово “пресса”, а уж выражение “желтая пресса” и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант.
Я увидела, что один из них пишет вместо “пресса” – “кресо” и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: “Растение, наверное, дерево какое-то…не знаю!”. Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.
В старшей группе еще есть такой вопрос: “Мандельштам, Коллонтай, Бабель – кто из них женщина?”. Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с “рыжей ветки”, а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает: про улицу-то они, может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина – это Бабель.
Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:” Мандель Штамп”,” Майдельшталь”, “Манданштан”, а вчера наша картотека пополнилась вариантом “Миммельштой”.
Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: “Фалафель, Барто, Пухто – кто из них женщина?” Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали “Пухто (вариант – “Пахто”), большинство предпочли ответ “Фалафель” (у одной – “Палафель”).
Есть миф, что, мол “дети” (“детишки” даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию – большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.
Мы заметили, что на вопрос “Кто изобрел социальную сеть Фейсбук*” сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало.
А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии – Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии — Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе.
А один написал, что нет такого народа – “это брет” (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья это “бочка на воде” из двух вариантов ответа он сделал один.
Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер (некоторые пишут “немцы”). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (учащийся 8 класса, 14 лет) указал 1941-1998г., а другой 12 лет – с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы правильные.

Подобные ответы были и 30 лет назад, и 50 лет назад, и даже наверно 100 лет назад!
А вот статья «Портрет современного школьника: что показал опрос Института воспитания» от 23.09.2023 с сайта https://институтвоспитания.рф/press-center/stati-i-pamyatki/portret-sovremennogo-shkolnika/
Полноценная жизнь в двух мирах — реальном и виртуальном — стала признаком нового поколения. А любовь к социальным сетям — его клеймом. «Дети соцсетей» — можно услышать в адрес молодежи. Но что мы на самом деле знаем о современном подростке, кроме его увлечения потреблять и создавать контент? Какие у него хобби? Как он относится к труду и кем хочет стать? Как проводит досуг? Что считает успехом? Институт воспитания провёл исследование среди 600 подростков в возрасте от 10 до 17 лет и создал портрет современного школьника в мельчайших деталях.
Дела семейные
Чаще всего семья современного школьника собирается за обеденным столом. Совместный прием пищи как самый популярный вариант совместного времяпрепровождения назвали 83% детей. Также среди ежедневных семейных ритуалов — выполнение уроков и дел по дому, в которых так не любят участвовать школьники. Лишь 25% семей выходят на совместные прогулки, смотрят кино и проводят досуг вместе. Между тем такое времяпрепровождение положительно сказывается на успеваемости школьников. Чем чаще дети занимаются спортом с родителями, ходят в гости к родственникам или посещают театры и выставки, тем выше их успеваемость. И в целом для ребят важен прочный контакт с родителями. Более половины опрошенных считают, что могут рассчитывать на родителей в сложных ситуациях. Почти две трети детей склонны выборочно делиться с ними своими переживаниями.
Развеемся?
Свободное время более 70% школьников предпочитают проводить за развлечениями: просмотром кино или видеороликов, компьютерными играми, общением в социальных сетях и прогулками с друзьями. Заядлых киноманов оказалось больше всего — 77%.
На втором месте среди интересов школьников — игры на компьютере и в телефоне. Чаще этот вид отдыха выбирают дети 10–13 лет, а 85% всех игроков — мальчики. К играм тоже достаточно требовательный подход: они должны быть с увлекательным фэнтезийным сюжетом, интересными героями и диалогами, но в то же время заставлять думать. Большой интерес дети проявляют к головоломкам.
Все эти требования возникают из-за того, что привычным способом общения для 70% подростков стали социальные сети. Поэтому привычный диалоговый вид сообщений переносится и в игры, и в фильмы. Около 14% школьников уделяют соцсетям более пяти часов в день. Что можно делать в интернете столько времени? Листать ленту, общаться с друзьями, играть в онлайн-игры. Причем ленте соцсетей уделяется особая значимость: оттуда 79% подростков узнают главные мировые, общественные и даже политические новости. Школьники хотят быть «в теме» того, что происходит вокруг них. Больше половины респондентов отметили, что было бы неплохо создать портал, освещающий мировую обстановку понятным для подростка языком.
Тем не менее пока не спадает интерес у ребят и к обычным прогулкам. Такой вид досуга предпочитают 66% опрошенных. Кроме того, школьники, как и прежде, посещают дополнительные занятия. В тройку лидеров входят спортивные секции, творческие кружки и занятия по иностранному языку. Среди самых популярных видов спорта — единоборства, плавание, футбол и спортивные танцы. Пик посещаемости кружков и секций приходится на 10–13 лет. С 14 до 17 лет школьники сосредоточены на дополнительных занятиях по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Культурный досуг
К художественной культуре в целом — музеям, театру, балетам — школьники относятся сдержанно и приобщаются к ней чаще всего с подачи родителей и педагогов. 30% ребят посещают музеи и театры с родителями 2–3 раза в месяц, а более половины респондентов — и вовсе раз в полгода. Однако к литературе у детей куда больше интереса. В числе любимых отечественных писателей — Александр Пушкин, Лев Толстой, Михаил Булгаков, Федор Достоевский. Но, несмотря на это, 38% опрошенных не смогли ответить на вопрос о любимой книге.
Как стать успешным?
Работа по душе, здоровье и друзья — главные источники счастья у современных подростков. Каждый третий ученик старшей школы связывает успех в жизни с построением карьеры. Причем подростки четко разграничивают работу, которая доставляет радость, и деятельность, которая приносит деньги. Среди профессий по душе — IT-специалист, медицинский работник, а также творческие специальности — актер, фотограф, режиссер.
Среди школьников, которые учатся на отлично, распространено мнение, что успех — это в первую очередь интересная работа по душе и крепкое здоровье. Хорошисты, кроме карьеры и здоровья, связывают его с материальным благополучием. Для троечников успех исключительно богатство и возможность отдыхать и развлекаться.
Также необходимыми составляющими успеха школьники считают наличие самостоятельности и независимости. На второй план отходит понятие семейных ценностей. Создание семьи занимает лишь шестое место в рейтинге представлений школьников об успехе. Это важно 38% опрошенных. Еще реже достижением ребята считают рождение детей. Но вместе с тем растет потребность в общении подростка с родителями. 28% школьников советуются с ними относительно будущей карьеры и прислушиваются к их опыту.
Если сравнивать с масштабным исследованием, которое проводилось в 1980-х годах в СССР, то можно заметить скачок в самосознании детей. Так, современные школьники выше ценят и уважают собственное «Я», свои интересы и дорожат текущей жизнью, нежели дети 80-х, которые ставили на первый план благополучие страны, справедливость и создание семьи.
Дети и деньги
Уж в этом плане современных детей точно не назовешь инфантильными! Среди младших школьников опыт подработки имеют 8%, среди подростков — 22%. Средний возраст, с которого дети хотели бы начать зарабатывать деньги, составил 16 лет. В качестве трудовой деятельности подростки рассматривают подработки, оплачиваемые стажировки, практики. Однако большинство из них хотели бы получать доход от реализации собственных проектов. Такое рвение к работе связано с желанием продемонстрировать финансовую независимость от родителей и обрести самостоятельность в принятии решений.
Мысли о Родине
Большинство школьников — 76% — считают себя патриотами. Под патриотизмом они понимают любовь к своей стране и действия во благо государства. Для ребят это не исключает возможности критически высказываться о происходящем в стране среди сограждан, однако важно защищать ее от нападок и обвинений со стороны иностранцев.
Кто есть кто?
Сами себя школьники не видят такими уж инфантильными и беззаботными. Главными качествами, которые стремятся развивать в себе, дети назвали целеустремленность, решительность, стойкость, усердие и трудолюбие. Кстати, любимых блогеров, в круглосуточном просмотре которых подростков нередко упрекают, большинство школьников даже не смогли назвать. И само исследование показало, что современный подросток абсолютно точно думает о жизни в самых разных ее проявлениях. Его взгляды могут казаться ошибочными или вызывать несогласие, но они есть. И это уже говорит о том, что нынешний школьник гораздо глубже, чем нам порой кажется. Это наблюдающий, анализирующий и делающий выводы человек, который поступательно развивается — со своими ошибками и достижениями. Стоит лишь и к нему лучше приглядеться.
Источник: журнал «Семья и школа»

Хочется пожелать работникам сферы образования терпения и творческих успехов в их нелёгком труде обучения недорослей.
