Проблемы нашего отечественного автопрома, особенно в производстве и сбыте своей легкоавтомобильной продукции обусловлены давно занесённой и уже стойкой, и даже похоже ставшей наследственной болезнью. Первые признаки, симптомы и рецедивы этой болезни наиболее явственно начали проявлятся со времён «прорубания окна» в Европу Петром 1. После этого появилась традиция у российских государей брать в жены европейских принцесс. Это был не просто политический ритуал, а постоянный культурный обмен, где языки и династические узы тесно переплетались. Немецкая речь надолго стала почти родной для Романовых, а французский — универсальным языком просвещения, дипломатии и светского общения. При этом русскому языку, на котором говорила огромная империя, порой отводилась роль неблагородного языка прислуги. Это отразилось не только на язык, но и на восприятие всего иноземного. Новоиспеченные императрицы, прибывая в далекую и холодную Россию, привозили с собой не только приданое, но и родной язык, становясь первыми учителями для своих венценосных детей. Царские отпрыски с младенчества впитывали иностранную речь, слыша ее в колыбельных и играх, что и отдаляло их от языка подданных. Последствия не заставили себя долго ждать. В головах и мышлении россиян на долгие столетия поселился вирус или бактерия (бацилла) вида «всё, что сделано и придумано за рубежами отчизны», это просто «Вау», «Супер» и ничего лучшего, что может придумать и сделать российский подданный и гражданин России быть не может!
Особенность российского автопрома является подтверждением этого агрессивно текущего заболевания. Российский автопром утвердился в своём убеждении, что гражданину России не нужны дешёвые, качественные и комфортные отечественные автомобили. Поэтому, всё что делают за рубежами нашего Отечества – это «Вау» либо «Супер».
Если говорить об «АвтоВАЗе», то в воображении большинства россиян всё еще возникает образ флагмана отечественного автопрома — символа промышленной гордости и патриотизма. Импортозамещение здесь — только в лозунгах, а на самом деле это простая замена одних зарубежных поставщиков на других. Российские производители комплектующих игнорируются. И пока «АвтоВАЗ» рапортуют об успехах, автолюбители получают машины с импортными комплектующими. История с узбекскими фарами Uzchasys на «Гранту» показала, насколько низким может быть качество комплектующих. Вместо того чтобы договориться с российскими производителями, например, завод «Автосвет» в Киржаче способен производить автомобильную оптику, соответствующую стандартам и требованиям безопасности, АвтоВАЗ подписывает контракт с индийцами. В двигатели автомобилей (за исключением «Нивы») начали массово устанавливать поршневые группы производства немецкой компании Federal-Mogul. Крупнейший автозавод страны отказывается от российских комплектующих в пользу поставщиков из страны, поддерживающей санкции против РФ. Костромской завод по производству блоков ABS открылся с производительностью в 1,2 млн изделий в год, мощности с запасом. Из-за проблем с поставками от Bosch и других иностранных брендов это был почти победа. Но никакой «перемоги» не случилось: продукция из Костромы на АвтоВАЗ не попала. Современные автомобили «Лада» — это конструкторы из зарубежных запчастей. Электроника — китайская. Инжекторы — турецкие или немецкие. Стартеры и генераторы — из иных третьих стран. Даже тормозные системы и проводка — сплошь импорт.
Вся схема выгодна только иностранным поставщикам. Их продукция дороже, логистика затратнее, а значит, конечная цена на автомобили растёт. И платит за это не завод, а покупатель — российский гражданин. При этом «государственный» завод, финансируемый из бюджета, сознательно делает продукцию дороже и потом продаёт эту продукцию своим же налогоплательщикам и финансирует иностранных производителей. При этом российские заводы простаивают без заказов.
Очень сильное желание узнать, может быть у родителей этих эффективных менеджеров и собственников были иностранные кормилицы, английские гувернантки, французские повара, немецкие гувернёры или, может быть, плохая наследственность.