Мир экономики – удивительный мир, в этом мире необычайно интересно и очень тесно взаимодействуют материальные предметы (станки, здания, кирпичи, еда на столе…) и нематериальные (мысли людей, их желания, эмоции и даже фантазии). Здесь мы наблюдаем взаимодействие материальных предметов, созданных разумом и руками человека, и нематериальным, но вполне осознанным миром мыслей, т. е. процессов, происходящих в голове человека.
Взаимодействие этих 2-х субстанций, как в природе, должно происходить через что-то другое, как свет фотонами, электрический ток электронами. В нашем случае это взаимодействие осуществляется посредством такого понятия, как деньги. Таким образом имеем материальные предметы труда, созданные нашим разумом, непосредственно наш разум и средство взаимодействия, опять же созданное нашим разумом.
Теперь, на основе вышеизложенного попробуем рассмотреть такое явление, как инфляция. Инфляция определяется как устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги; процесс обесценивания денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного их количества (эмиссии) в обращении или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег.
В экономике разделяют понятие инфляции на инфляцию спроса и инфляцию предложения.
Инфляция спроса появляется, когда предложение не может полностью удовлетворить спрос. Это происходит, когда у граждан есть свободные деньги, которые они хотят потратить на товары и услуги, но количество их меньше меньше, чем спрос. Например, предприятие выпускает новый сорт печенья ограниченным объёмом. Печенье становится популярным, но на всех его не хватает, и последние партии товара покупатели разбирают по возросшим ценам.
Инфляция предложения появляется, когда происходит увеличение затрат на производство товара. Когда компании вынуждены тратить больше денег на производство товаров и оказание услуг, в итоге производитель перекладывает свои издержки на покупателя и поднимает цены.
К инфляции спроса приводят:
- Массовое кредитование. Это когда банки выдают массовые и дешёвые кредиты, на такие деньги можно можно увеличивать спрос и покупать товары, но до определённого их количества.
- Дополнительный выпуск денег. Когда растут государственные расходы, выпускают больше денег без учета товарного оборота. Возможны и иные причины выпуска большого количества денег.
К инфляции предложения приводят:
- Рост цен на мировом рынке. Если компания использует импортное сырье или продукцию, то ее затраты увеличатся.
- Монопольное право некоторых компаний устанавливать цены и определять издержки производства.
- Рост зарплат. Это когда компании приходится повысить размер оплаты труда из-за требования сотрудников или профсоюзов, а прочие издержки остаются на прежнем уровне.
- Увеличение суммы налогов, пошлин, акцизов при более-менее стабильном уровне денежной массы.
- Потеря запасов. Например, при засухе производитель теряет часть урожая, уменьшаются запасы руды или содержание полезного элемента в руде, но производителю все равно нужно оплатить труд рабочих и заложить средства на следующий цикл производства.
Есть ещё один особый фактор инфляции.
Особый фактор инфляционные ожидания — предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые субъектами экономики. Ожидаемый уровень инфляции заранее учитывается производителями при принятии решений, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объемов производства и инвестиций. Инфляционные ожидания домохозяйств влияют на их решения о том, какую часть средств, имеющихся в их распоряжении, направить на сбережение, а какую — на потребление. Субъективные экономические действия влияют на спрос и предложение товаров и услуг и, в конечном счете, на инфляцию.
Таким образом имеем две наиболее определённые величины инфляцию спроса и инфляцию предложения, и наиболее неопределённую величину — фактор инфляционных ожиданий. При этом фактор инфляционного ожидания является определяющим и наиболее вариативным по отношению к инфляции спроса и инфляции предложения. Это становится понятным по наличию возможности к его изменению. Для изменения инфляционного ожидания надо затратить значительно меньше усилий и средств, чем для изменения инфляционного спроса и инфляцию предложения.