В Генпрокуратуре России со ссылкой на данные правовой статистики за последнее время зафиксирован рост подростковой преступности.

По данным Следственного комитета России число преступлений, совершенных подростками, с начала 2025 года увеличилось на 18 процентов, а число тяжких и особо тяжких преступлений выросло в 1,5 раза. Чаще всего подростковая жестокость обращена на тех, кто не может себя защитить.
По словам Бастрыкина, в структуре подросткового насилия наметились тревожные черты. Тяжкие преступления стали чаще совершать дети, которые еще не достигли возраста уголовной ответственности. В преступлениях подростков появилось больше жестокости и стремления унизить своих жертв. События в каждом случае развиваются по похожим сценариям: подростки сбиваются в группы, выбирают тех, кто не может дать им отпор и превращают насилие над ними в извращенную игру, в том числе и к старикам.
Однако, сотрудники правоохранительных органов допускают большую ошибку, когда игнорируют нарушения закона подростками до тех пор, пока эти нарушения не становятся резонансными. Одновременно со снижением возраста малолетних нарушителей закона эксперты фиксируют и рост инфантилизма — современные дети взрослеют позже. Дети с девиантным поведением не чувствуют страх, но при этом уверены в своей безнаказанности. Чаще всего это дети, кому родители в силу своей занятости или по другим причинам не уделяют должного внимания. Уголовные дела в отношении подростков сегодня по-прежнему остаются крайней мерой, на которую идет правоохранительная система. Причина в том, что уголовное наказание может сломать психику несовершеннолетних и брать на себя ответственность за их дальнейшее будущее готовы далеко не все.
Итак, что имеем в «сухом остатке». Родители не справляются с обязанностями воспитания, школа из-за различных «своих» проблем так же не справляется, правоохранительная система со своим уголовным воспитанием так же не справляется. Что же делать? Может быть, стоит посмотреть, как с этой проблемой справляются в других странах.
В традиционном обществе уважение к старшим является основной ценностью, со старшими не вступают в конфликт и даже не спорят. В традиционном обществе юнцы, не уважающие старших, невозможны в принципе. И дело здесь не в дремучести этого общества, а в очень простом логическом построении. Старший достоин уважения не потому, что он умнее, опытнее, сильнее, состоятельнее и т. д., а потому, что ты сам через некоторое количество лет станешь таким же. Оказывая уважение пожилому человеку, подавая другим пример такого поведения, ты фактически защищаешь самого себя в более старшем возрасте. Ведь годы идут, и однажды старость придет и к тебе! Современный подросток почему-то думает, что он будет «вечно молодым, вечно пьяным» и даже не догадывается, что старость – это и про него тоже. Решения этой проблемы нет в западных «демократиях». А вот в некоторых азиатских странах эту проблему решают достаточно элементарно и её просто не существует. Может быть, нам надо перенимать передовой опыт Востока?
Режиссер Андрей Кончаловский не раз говорил о том, что физическое наказание гораздо эффективнее тюремного заключения.
В Сингапуре, Малайзии и Брунее нет проблем с хулиганами, в этих странах ряд преступлений карается по старинке – ротанговой тростью. Именно такое наказание ждет несовершеннолетних юнцов, напавших на прохожего. Полосы и шрамы на ягодицах остаются на долго, а юные правонарушители не получают опыта тюремной жизни, и процент их повторных преступлений исчезающе мал. Совсем недавно в Малайзии стали наказывать двумя ударами ротанга за нелегальную миграцию, и – о чудо! – количество нелегалов стало быстро сокращаться. При этом никакой жестокости в этих странах не наблюдается, нелегалов после битья кладут в больницу, внимательно лечат и только потом высылают.
Согласен, что непродуманное копирование различных подходов к решению проблемы хоть с Запада, хоть с Востока не бывает полезным. Но почему бы не опробовать эту практику хотя бы в отдельно взятой области, одном регионе? Если эта практика покажет свою эффективность, систему можно будет внедрить и на федеральном уровне. В Брунее, Сингапуре, Малайзии наказывают палкой до пятидесяти лет, то в России мы могли бы гуманно ограничить применение этого наказания, например до двадцати, двадцатипяти лет. Ротанг в нашей стране, к сожалению, не растет, но березы растёт достаточно!
Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: miditron@yandex.ru
